Каталог статей /

Экономика Германии :: Промышленность Германии

Экономика Германии · Особенности экономической системы Германии · Важнейшие отрасли экономики · Промышленность Германии · Энергетика · Сфера обслуживания · Сельское хозяйство · Валовой национальный продукт · Занятость населения · Близкие статьи · Примечания · Официальный сайт ·


Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями являются:

  • автомобилестроение;
  • электротехническая промышленность;
  • общее машиностроение (производство станков, различных приборов);
  • транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);
  • химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;
  • точная механика и оптика;
  • чёрная металлургия;
  • авиационно-космическая промышленность;
  • производство информационной и коммуникационной техники
  • судостроение

В немецкой промышленности, как и в промышленности других индустриальных западных стран, происходят структурные изменения. Некоторые традиционные отрасли, к примеру сталелитейная и текстильная промышленность, за последние годы в некоторых случаях сильно утратили свои позиции в результате перемещения рынков сбыта и конкуренции со стороны стран с низкими зарплатами или же, как в случае с фармацевтической промышленностью, в результате поглощений и слияний перешли в собственность иностранных компаний. В то же время промышленность по-прежнему является важнейшей опорой немецкой экономики и — по сравнению с другими индустриальными государствами, например Великобританией или США, — имеет широкую базу: на промышленных предприятиях здесь заняты 8 млн человек.

Крупнейшие немецкие концерны имеют свои филиалы, производственные и научно-исследовательские мощности по всему миру. Среди них — общеизвестные автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические — E.ON и RWE или группа Bosch.

В последнее время удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений её доля в ВВП в период между 1970 г. и 2001 г. снизилась с 51,7 % до 23,8 %. При том в ВВП резко возросла сфера услуг, предоставляемая государственным и частным сектором.

Машиностроение

Одной из опор германской экономики является чрезвычайно диверсифицированное, многоотраслевое машиностроение. Оно состоит из нескольких частей, наиболее развитыми из которых являются автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Значительная часть мощностей по производству тяжелых металлоемких машин, кранов, мостов, горно-шахтного и энергетического оборудования, тяжелой электротехники, и, кроме этого, оборудования для самих металлургических заводов, находится в Руре. Производство легковых и грузовых автомобилей находится в землях Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц, Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия, Бавария и Саар.

Автомобилестроение является одной из важнейших отраслей экономики Германии. После КНР, США и Японии, ФРГ — четвёртый по величине производитель автомобилей в мире. К примеру, в 2003 году Германия произвела 5,5 миллионов автомобилей. Из 5,687 млн автотранспортных средств, изготовленных в Германии в 2001 году, свыше 70% пошли на экспорт.

Машиностроение считается отраслью промышленности страны с наибольшим числом предприятий. Здесь по традиции преобладают малые и средние предприятия, 83% из которых — мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Около 68% оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4% совокупного мирового экспорта машиностроения.

Химическая промышленность

Ещё в конце XIX века Германия стала мировым лидером в данной сфере. Большая часть крупнейших предприятий расположено в долинах Рейна или его притоков; важнейшими промышленными центрами являются Людвигсхафен (концерн «BASF»), Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Bayer», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн-Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн Hoechst AG), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн BASF), на Нижней Эльбе.

Легкая промышленность

Несмотря на достаточно развитую лёгкую промышленность, Германия является нетто-импортером продукции легпрома. Традиционными текстильными районами Германии считаются Рурский промышленный район с центрами в Крефельде, Бергешис Ланде, Мюнстерланде, также юго-восточная часть страны — Аугсбург и северо-восток Баварии, а также Берлин.

Пищевая промышленность

Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него.

Длящийся с начала этого века бум на потребление вина привёл к тому, что инвестиции в винодельческую отрасль, в её качественный рост, составили большую долю затрат производителей, стремящихся удовлетворить и количественный, и качественный рост спроса на вино в стране. В частности, непрерывно расширяются посадки под производство красного вина: в начале 1980-х это было около 10 % от всех площадей, то в 2005 году доля виноградников для производства красного вина составляла уже не менее 35 %.

В 2005 году посадки винограда сорта Рислинг, являющегося основой винного экспорта Германии, занимают около 20 % из 100 000 га немецких виноградников. Первым по объёму германского импорта является британский рынок, на втором месте — рынок США, который в 2006 году потребил немецкого вина на сумму 100 млн долларов. Доля Японии начала сокращаться, в связи с чем немецкие виноградари принимают усилия для восстановления своих позиций в этой стране. Например, одна из фирм приняла решение выращивать в Германии традиционную японскую лозу косю, чтобы впоследствии экспортировать произведённое вино в страну Восходящего солнца.

Электротехническая промышленность

Германия ещё с конца XIX века зарекомендовала себя в качестве крупнейшего экспортера электротехнического и электронного оборудования. Международное признание в данной сфере получили такие концерны, как Siemens AG, Hager, Robert Bosch GmbH и т. д. Основными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Штутгарт, Нюрнберг, Эрланген, Франкфурт-на-Майне, и прочие.

В структуре электротехнической промышленности ФРГ выделяется как производством дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы), использующее огромное количество цветных металлов, специальных сортов стали, так и выпуском бытовых товаров длительного пользования (холодильников, стиральных машин, микроволновых печей, пылесосов и др.).

Быстрое развитие электротехнической промышленности в ФРГ связано с внедрением информационных технологий, созданием атомной промышленности и с заказами военно-промышленного комплекса. Наиболее крупная ТНК в отрасли — «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры — Берлин, Мюнхен, где находится штаб-квартира и группа заводов концерна «Сименс», а также Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Кельн и др. Из электротехнической промышленности выделилась электронная индустрия — самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Основное влияние на размещение производства оказывает наличие трудовых ресурсов разного уровня квалификации и близость научных центров.

Металлургия

Чёрная металлургия в Германии сегодня уже не является ведущей отраслью промышленности, её конкурентоспособность уже не выдерживает мировых стандартов. Сегодня данная отрасль базируется на импортируемом сырье, что обуславливает географическое прибрежное расположение основных металлургических центров. Главный район концентрации чёрной металлургии — запад Рурского каменноугольного бассейна, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург, Зальцгиттер и Оснабрюк. В начале 90-х годов здесь выплавлялось 31,0 млн тонн чугуна, 40,8 млн тонн. стали. Большая часть продукции ориентирована на внутренний рынок.

Начиная с 1970-х годов западногерманские стальные концерны все более диверсифицируют профиль своей коммерческой деятельности, перенося базовый акцент с выпуска собственно стали на производство труб, машин и оборудования, других стальных изделий.

Цветная металлургия, так же как и чёрная металлургия, базируется на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Следовательно большая часть центров располагается на побережье. Среди них — Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной — в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Авиакосмическая промышленность

Авиакосмическая промышленность Германии не занимает ведущего положения в экономике страны. Данная отрасль играет роль технологического мотора страны. Инновации в этой сфере существенно способствовали подъему производства компьютеров.

В начале 1990-х, германская авиакосмическая промышленность резко пошла в гору. В 2010 г. её оборот составил 15,3 млрд евро, а количество занятого в ней населения оценивалось почти в 70 тыс. человек. В 2010 г. доля гражданского авиастроения в общем обороте отрасли составила 68,3 %, военного — 23,1 %, космической промышленности — 8,6 %.

Известные авиастроительные компании: EADS, Eurocopter.

Судостроение

Германия является одной из ведущих европейских держав в судостроении. Выпуском различных машин для судостроения здесь занимаются более 1 млн рабочих. Прямые поставки комплектующих смежных отраслей судостроения выполняют 350—400 предприятий страны, при том одна треть комплектующих используется в Германии.

В 2008 году судостроители Германии сдали заказчикам 84 морских судна суммарной вместимостью 1.3 миллиона брт на сумму 4.4 миллиарда евро, лучший результат со времени объединения Германии. Получено заказов на 46 судов суммарной валовой 0.6 миллиона на 2.9 миллиарда евро. То есть количество заказов упало до самого низкого с 2001 года уровня, объём строительства сократился до половины объёмов имеющихся мощностей. Итого в портфеле заказов 172 судна валовой 3.1 миллиона брт на 13.3 миллиарда евро, по состоянию на 31 декабря 2009. В первом квартале этого года заказчики отказались от 19 заказов на сумму 940 миллионов евро.

Военное кораблестроение достигло в 2009 году стабильных продаж, и поскольку заказы собственных германских ВМС не в состоянии полностью загрузить имеющиеся мощности, кораблестроение страны очень сильно зависит от экспорта, от иностранных заказов. Очень хорошие результаты показали в прошлом 2009 году судоремонт и конверсия, достигнув отметки 1 миллиард евро. Строительство судов для ВВП достигло хороших результатов. Итоги года в целом оказались лучшими за последние 5 лет, построено 87 судов общей стоимостью 144 миллиона евро. Особенно большим был спрос на речные прогулочные и круизные суда. За год получено заказов на 63 судна общей стоимостью 141 миллион евро. Самые большие и мощные верфи страны: Flensburger Schiffbau-Gesellschaft, ThyssenKrupp Marine Systems, Lrssen, Aker Yards Germany и Meyer Neptun Group.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!