Каталог статей /

История Германии :: Германия после Второй мировой войны

История Германии · Древность · Средние века · Создание единого государства · Единая Германия (1871—1945) · Германия после Второй мировой войны · Современная история Германии · Примечания · Литература · Близкие статьи ·


Оккупация Германии

После Второй мировой войны: Разделение Германии (и Австрии) на зоны оккупации
После Второй мировой войны: Разделение Германии (и Австрии) на зоны оккупации

Подробнее: Германия в 1945—1949 годах

После того, как Германия в мае 1945 года потерпела поражение во Второй мировой войне, она была оккупирована войсками СССР, Франции, США и Великобритании. Действовавший состав Имперского правительства во главе с нацистом Шверином фон Крозигом 23 мая 1945 года был арестован и его функции перешли к Межсоюзническому контрольному совету (Alliierter Kontrollrat). Территория Германии была разделена на 4 оккупационные зоны: Советскую (Мекленбург, Бранденбург, Тюрингия, ), Британскую (Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Гамбург, Шлезвиг-Гольштейн), Американскую (Бавария, Гесен, Бремен, Вюртемберг-Гогенцоллерн) и Французскую (Баден, Рейнланд-Пфальц, Вюртемберг-Баден), управление оккупационными зонами осуществлялось зональными военными администрации, на которых ложились основные властные полномочия. Время создания этого временного правительства и назначение общегерманских парламентских выборов не было определено. Берлин, хоть и находился на территории Советской зоны, но как город в котором располагался Союзнический контрольный совет был выделен в особую единицу управляемую Межсоюзнической коммендантурой (Alliierte Kommandantur).

Сразу после оккупации во всех оккупационных зонах кроме советской объявляется «политический карантин» — запрещались все политические партии, которых кроме НСДАП ещё не существовало, поэтому запрещены были только НСДАП и антифашистские комитеты, в Советской зоне оккупации — только НСДАП.

10 июня 1945 года в Советской зоне оккупации, а осенью в прочих зонах, были разрешены политические партии и профессиональные союзы, в результате чего были восстановлены довоенные немецкие республиканские партии — КПГ, СДПГ, ГДП и ГПЦ и профцентр — Союз свободных немецких профсоюзов (ССНП). Но в тоже время в скором времени партийная верхушка ГДП совместо с бывшими членам ГНП создают Свободно-демократическую партию Германии (СвДП) (в Советской зоне оккупации — Либерально-демократическую партию (ЛДП)), а партийная верхушка ГПЦ совместно с бывшими членами ГННП создают Христианско-демократический союз (ХДС), в результате чего ГДП и ГПЦ маргинализируются.

В Советской зоне оккупации предпринимается попытка воссоздать подобие Веймарской коалиции, что приводит к созданию «Демократического блока», в который вошли КПГ, СДПГ, ЛДП, восточногерманский ХДС, руководящий орган которого формировался на основе паритета всех входящих в блок партий. Аналогичные блоки были созданы и на земельном уровне, на паритетной основе этих партий были образованы временные земельные собрания, в которые вошли также представители некоторых общественных организаций. В этом же году возникла и межпартийная молодёжная организация всех четырёх партий - «Свободная германская молодёжь» (Freie Deutsche Jugend).

В апреле 1946 года СДПГ и КПГ в Советской зоне оккупации объединяются в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ), руководящие органы которой формировались на основе паритета бывших коммунистов и социал-демократов. СДПГ трёх остальных зон от такого объединения отказались, организациями СЕПГ этих зон стали организации КПГ. В 1946—1947 гг. воссоздаются выборные населением земельные и районные собрания, общинные советы (или общинные представительства), причём на выборах в них в Советской зоне оккупации, в которых КПГ и СДПГ были объединены в СЕПГ, СЕПГ получила большая часть, в остальных большинство получали либо СДПГ либо ХДС. СССР также настаивал на проведение выборов в Немецкое национальное собрание, но это решение было отклонено.

Ещё в октябре 1946 года представители США ставили проблема создании общегерманских административных департаментов (протоминистероства) предусмотренных Потсдамскими соглашениями, против чего выступила Франция, тогда в ноябре 1945 года США предложили создать тризональные административные департаменты, но в тоже время СССР на это не согласился. 25 мая 1946 года США вновь это потребовали от СССР, и в ответ на отказ прекратили поставку военного оборудования в счёт репараций, в ответ на последнее СССР прекратил поставку сырья из своей зоны. В сентябре 1946 года был создан общие административный совет и административные департаменты для Американской и Британской зон. Данные органы показали свою неэффективность из-за слабой скоординированности действий между ними, поэтому 29 мая 1947 года был создан Экономический совет объединённой экономики (Wirtschaftsrat des Vereinigten Wirtschaftsgebietes), избираемый ландтагами и Совет Земель (Lnderrat) избираемый земельными правительствами, ставшие вместе по факту временным парламентом этих зон и Административный Совет (Verwaltungsrat), формируемый Экономическим Советом, большинство в этих органах получила ХДС западных зон, и, кроме этого, Германский высший суд объединённого экономического союза (Deutsches Obergericht fr das Vereinigte Wirtschaftsgebiet), таким образом возник неизбираемый на прямых выборах квазипарламент.

Этот шаг частью общества был расценен как попытку подменить экономическим советом парламент и перенесением парламентских выборов на более отдалённое время. Это мнение разделялось и советской оккупационной администрацией, поэтому одна из партий Советской зоны оккупации (СЕПГ) выступила с инициативой всем депутатам всех ландтагов (поскольку последние были избраны напрямую народом) образовать общегерманский протопарламент. Этот протопарламент начал работу 6 декабря 1947 года и получил название Немецкий народный конгресс (Deutscher Volkskongress). В него вошли практически все представители ландтагов советской зоны оккупации и 650 депутатов от прочих зон (всего в конгресс вошло 2215 депутатов). Для представления интересов Германии народный конгресс назначил делегацию из 17 человек на Лондонскую сессию совета министров иностранных дел, проходившей с 25 ноября по 15 декабря 1947 года, на которой должна быть решена дальнейшая судьба Германии, однако она на конференцию допущена не была. Сама сессия закончилась провалом, и 23 февраля 1948 года Великобритания, Франция и США, пригласив также представителей от Бельгии, Люксембурга и Нидерландов, собранились на совещание на котором было принято решение о создании Парламентского Совета (Parlamentarischer Rat), орган избираемый ландтагами для принятия конституции, который начал работу 1 сентября 1948 года в Бонне. Это решение не было признано со стороны СССР и представитель от СССР вышел Контрольного совета.

Сразу с момента начала работы Германского народного конгресса начали самоорганизовываться комитеты за единство и справедливый мир, сначала на уровне кантонов, позже проводя районные и земельные народные конгрессы за единство и справедливый мир, также на уровне районов и земель стали создаваться такие комитеты. 17 марта 1948 года земельные конгрессы за единство и справедливый мир избрали делегатов на германский конгресс за единство и справедливый мир, который провозгласил себя II Немецким народным конгрессом и основал Народное движение за единство и справедливый мир (Volksbewegung fr Einheit und gerechten Frieden, НДЕСМ). Был избран координационный орган движения — Германский народный совет, председателем которого стал председатель СЕПГ — Вильгельм Пик, и Конституционный Комитет (Verfassungsausschuss) который получил от движения необходимые ресурсы для проведения всенародного обсуждения проекта Конституции, председателем этого комитета стал иной председатель СЕПГ — Отто Гроттеволь. Германский народный совет назначил на 15-16 мая одновременно с праймеризом делетов III съезда НДЕСМ консультативный референдум о единстве Германии на котором 66 процентов высказалось за единство (голосование по обоим вопросам шло одним бюллетенем).

8 мая Парламентский Совет направил свой проект конституции — «Основной закон Федеративной Республики Германия» на ратификацию ландтагами. Этот базовый закон учреждал Федеральный Совет (Bundesrat), Бундестаг (Bundestag) в качестве законодательных органов, должность Федерального Президента (Bundesprsident) в качестве главы государства и Федеральное Правительство (Bundesregierung) в качестве исполнительного органа. 12 мая этот проект был одобрен тремя оккупационными администрациями. Съезд НДЕСМ ("III Немецкий народный конгресс") проходивший 15 — 16 мая 1949 г. выдвинул свой проект конституции — «Конституция Германской Демократической Республики», этой конституцией были учреждены Палата Земель (Lnderkammer), Народная Палата (Volkskammer) в качестве законодательных органов, должность Президента (Prsident) в качестве главы государства и правительство (Regierung) в качестве исполнительного органа. При том в отличие от бонского основного закона, берлинская конституция устанавливала возможность вынесения законов на референдум. К 23 мая все земли западных зон кроме Баварии ратифицировали бонский проект конституции, и 23 мая Базовый закон ФРГ вступил силу на территории этих зон.

На выборах в Бундестаг 14 августа 1949 г. ХДС и его баварский союзник Христианско-социальный союз (ХСС) заняли первое место, СДПГ второе, СвДП третье. ХДС, ХСС, СвДП и Немецкая партия образовали между собой коалицию, правительство возглавил Христианский Демократ Конрад Аденауэр. 7 октября 1949 года Германский народный совет ввёл в действие свой проект конституции, предложенную III Германским народным конгрессом, провозгласил себя Временной Народной Палатой, учредил Временную Палату Земель и Временное Правительство, избрал Президента. 12 октября административные функции Германской экономической комиссии были переданы Временному Правительству, а 11 ноября 1949 года СМАГ была преобразована в Советскую контрольную комиссию. Конституция и данное решение были признаны советской оккупационной администрацией, и всеми землями советской зоны оккупации. 7 января 1950 НДЕСМ был реорганизован в Национальный Фронт Демократической Германии (НФДГ), в качестве коллективных членов которого вошли все политические партии Советской зоны оккупации, который с этого же года стал выставлять единый и единственный список кандидатов на выборах в восточногерманский парламент которые прошли 19 октября.

Таким образом на территории Германии стало действовать две конституции претендовавшие на действие на всей территории Германии, два парламента, два президента и два правительства претендовавшие на обязательность своих решений на территории всей Германии, что давало повод НФДГ и его коллективным членам игнорировать боннскую конституцию в западных землях и проводить в них консультативные референдумы.

27 октября 1950 года депутат ХДС Теодор Бланк был назначен «уполномоченным федерального правительства по вопросам, связанным с усилением союзнических оккупационных войск». В задачу ведомства Бланка входила разработка структуры будущей западногерманской армии, мобилизационных и оперативных планов. В ответ на это СЕПГ и КПГ объявили о проведении консультативного референдума о милитаризации и заключении мирного договора, на котором большинство высказалось против милитаризации и за заключение мирного договора. 10 марта 1952 года правительство СССР предложило начать разработку мирного договора с Германией. СССР готов был согласиться на объединение страны, допустить существование немецкой армии, военной промышленности и свободной деятельности демократических партий и организаций, но при условии неучастия Германии в военных блоках. В 1952 году между США, Великобританией и Федеральным Правительством были подписаны Общий договор и Парижские соглашения, согласно которым за США и Великобританией оставлялось право держать на территории Германии войска, предусматривалось создание Европейского оборонительного сообщества. СЕПГ и КПГ в 1954 году вынесли вопрос о Европейском оборонительном сообществе на консультативный референдум, на котором большинство высказались против него. В 1954 году Общий договор был отклонён французским парламентом, и создания Европейского оборонительного сообщества не состоялось. Парижские соглашения вступили в силу в 1955 году, в том же году были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ, после чего берлинское правительство отказалось от претензий на общегерманский статус

Федеративная Республика Германии

Подробнее: Федеративная Республика Германии (до 1990)

Федеративная Республика Германии была провозглашена в 1949 году на территории британской, американской и французской оккупационных зон. На первых парламентских выборах большинство мандатов получил блок ХДС/ХСС, правительство возглавил бывший мэр Кёльна Конрад Аденауэр, которого в 1963 году сменил бывший министр экономики Людвиг Эрхард, а его в 1966 году бывший премьер-министр Баден-Вюртемберга Курт Кизингер.

В 1949 году основано Объединение немецких профсоюзов.

В 1955 году в ФРГ и ГДР были созданы вооружённые силы, комплектовавшиеся на добровольной основе. В 1956 году в ФРГ запрещена КПГ. В 1957 году была предпринята попытка создать конфедерацию ГДР и ФРГ с Государственным Советом в качестве координационного органа, эта попытка была поддержана как правительством ГДР так и СДПГ в ФРГ, но правящий на тот момент ХДС выступил фактически против. В 1957 году был введён обязательный призыв в Бундесвер и вступила в силу «Доктрина Хальштейна», которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР. В ответ на это СССР и ГДР потребовали вывести оккупационные войска из Западного Берлина и превратить его в вольный демилитаризованный город. Данные требования не были выполнены, и в 1961 году граница между Западным и Восточным Берлином была закрыта. Франция пыталась отделить от Германии Саарскую область, но в итоге по Люксембургскому договору 1956 года Саар был воссоединён с ФРГ.

Благодаря помощи американцев по плану Маршалла в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров, в основном из Турции.

В 1969 году на парламентских выборах победила коалиция СДПГ и СвДП. Правительство возглавил бывший мэр Западного Берлина Вилли Брандт, а после его отставки в результате скандала в 1974 году Гельмут Шмидт, занимавший до этого пост министра финансов. Они признали нерушимость послевоенных границ, ослабили чрезвычайное законодательство, провели ряд социальных реформ.

После выхода СвДП из коалиции с СДПГ, и образования коалиции между ХДС/ХСС и СвДП, правительство возглавил бывший премьер-министр Рейнланд-Пфальца Гельмут Коль.

Западный Берлин

Подробнее: Западный Берлин

С 1945 года Берлин был поделён между странами антигитлеровской коалиции на четыре оккупационные зоны. Восточная зона, занятая советскими войсками, стала впоследствии столицей Германской Демократической Республики. В трёх западных зонах проверка осуществляли, следовательно, оккупационные власти США, Великобритании и Франции.

После образования ФРГ и ГДР оба государства заявили о своих притязаниях на суверенитет над Западным Берлином.

С заключением 3 сентября 1971 года Четырёхстороннего соглашения соотношение ФРГ — Западный Берлин — ГДР было поставлено на новую правовую базу. В Западном Берлине оставался оккупационный режим.

В 1990 году Западный Берлин вошёл в состав единой Германии.

Германская Демократическая Республика

Подробнее: Германская Демократическая Республика

Первомайская демонстрация в Берлине Фотография 1953 года из  Федерального архива Германии
Первомайская демонстрация в Берлине
Фотография 1953 года из Федерального архива Германии

Провозглашение ГДР состоялось 7 октября 1949 года — спустя целый месяц в ответ на создание на территории трёх западных оккупационных зон Федеративной Республики Германии.

СССР вывез из советской оккупационной зоны машины и оборудование, взимал с ГДР репарации. Лишь к 1950 году промышленное производство в ГДР достигло уровня 1936 года. События 17 июня 1953 года в ГДР привели к тому, что вместо взыскания репараций СССР стал оказывать ГДР экономическую помощь.

Как провозглашалось, граждане ГДР имели все демократические права и свободы. Не смотря на то, что доминирующее положение в стране занимала Социалистическая единая партия Германии (её ведущая роль была закреплена в Конституции), наряду с нею на протяжении десятилетий существовали и четыре другие партии.

Темпы экономического развития ГДР были ниже, чем в ФРГ, и самыми низкими среди государств Варшавского договора. Тем не менее, уровень жизни в ГДР оставался самым высоким среди восточноевропейских государств. К 1980-м годам ГДР стала высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством. По объёму промышленной продукции ГДР занимала 6-е место в Европе.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!