Каталог статей /

Российская империя :: Императоры и органы власти

Российская империя · История · Территория · Население · Сословия · Императоры и органы власти · Система права · Экономика · Финансы · Религия · Вооружённые силы · Территориальная экспансия · Культура · Государственная символика и награды · Императорский двор · Близкие статьи · Литература · Официальный сайт · Примечания ·


Императоры и Самодержцы Всероссийские

Подробнее: Список императоров России

Елизавета Петровна , российская императрица
Елизавета Петровна, российская императрица

Титул Император Всероссийский был принят Петром I 22 октября (3 ноября) 1721 по просьбе Сената после победы в Северной войне и просуществовал до Февральской революции 1917. Последним императором был 3 (16) марта 1917 Николай II Александрович.

Правительствующий сенат и прочие судебные органы

Подробнее: Сенат (Россия)

Правительствующий сенат в Российской империи был учреждён Петром Великим 22 февраля (5 марта) 1711 как высший совещательный орган при нём.

C начала 1722 Сенат осуществлял надзорные функции за деятельностью государственных учреждений. Для контроля чиновников при Сенате учреждается должность обер-фискала, которому подчинялись фискалы на местах. При Сенате учреждается Расправная палата для рассмотрения донесений фискалов, для ведения делопроизводства учреждается Сенатская канцелярия. Возглавляет Сенат генерал-прокурор.

C 1864 — являлся высшей кассационной инстанцией.

Суды апелляционной инстанции — судебные палаты и коллегии присяжных, суды первой инстанции — окружные суды, суды присяжных и съезды мировых судей, низшее звено судебной системы — мировые судьи, суды апелляционной инстанции военной юстиции — военно-окружные суды, суды первой инстанции военной юстиции — полковые суды.

Комитет министров и Совет министров

Подробнее: Комитет министров, Совет министров Российской империи

Александр I манифестом от 8 (20) сентября 1802 создал комитет Министров, который, как правило, занимался предварительным обсуждением вопросов. Решение большинства заносилось в журнал и предоставлялось на утверждение императору. Лишь немногие дела решались собственной властью комитета.

С 1861 существует Совет министров, который рассматривает дела, требующие не только утверждения, но и личного присутствия на обсуждении императора. Заседания назначались императором, были не регулярны.

Николай II указом от 19 (31) октября 1905 упраздняет Комитет министров и создаёт новый Совет министров.

Государственный совет

Подробнее: Государственный совет Российской империи

Подробнее: Непременный совет

В Мариинском дворце проводились заседания Госсовета
В Мариинском дворце проводились заседания Госсовета

Государственный совет создал император Александр I манифестом «Образование государственного совета» от 1 (13) января 1810 года. До него функции выполнял Непременный совет (неофициально именуемый госсоветом) созданный 30 марта (11 апреля) 1801 года. Государственный совет имел право рассматривать: новые законы или законодательные предположения; вопросы внутреннего управления касаемо существующих законов; вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах; ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов); отчётов госконтроля по исполнению росписи доходов и расходов; чрезвычайных финансовых мер и прочее.

Манифестом от 20 февраля 1906 и новой редакцией Основных законов Российской империи от 23 апреля (5 мая) 1906 Государственный совет был преобразован из законосовещательного в законодательное учреждение (вторым законодательным учреждением была Государственная Дума). Половина членов совета стала избираться, другие назначаются императором.

Государственная дума

Подробнее: Государственная дума Российской империи

Количество членов в созывах
Партия I Дума II Дума III Дума IV Дума
РСДРП 10 65 19 14
Эсеры  — 37  —
Народные социалисты  — 16  —
Трудовики 107 104 13 10
Прогрессисты 60  — 28 48
Кадеты 161 98 54 59
Автономисты 70 76 26 21
Октябристы 13 54 154 98
Националисты  —  — 97 120
Крайне правые  —  — 50 65
Беспартийные 100 50  — 7
Итого 521 500 441 442

Учредил Николай II манифестом от 6 (18) августа 1905 года. Представляло собой нижнюю палату парламента. Полноценным законодательным органом стало только к весне 1906. Пункт третий манифеста гласил: «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы». 20 февраля дума становится верхней палатой парламента. Всего было 4 созыва Государственной думы.

Губернаторы

Подробнее: Губернатор#Губернатор в Российской империи

Подробнее: Военный губернатор (Россия)

Губернатор — глава области или губернии, блюститель неприкосновенности прав верховной власти, пользы государства и исполнения законов. Их власть зависела от судебных уставов и земских учреждений. К примеру, положение комитета министров от 22 июля (3 августа) 1866 дало право на различные ревизии, на несогласие с назначением в должности, на прекращение чего-либо противного обществу любыми мерами. Но в тоже время, даже бригадный командир был старше губернатора в чине, из-за «Правила о взаимных отношениях гражданских и военных властей».

Комиссия для переустройства местного управления под председательством М. С. Каханова полагала возвести должность губернатора в III класс и этим самым поставить его выше всех местных гражданских и военных властей.

Управление на местах

Подробнее: Губернские учреждения, Земские учреждения, Воевода, История административно-территориального деления России, Земское собрание

Подробнее: Генерал-губернаторство (Российская империя)

Административное деление в Московской Руси отсутствовало, а отдельные территории управлялись приказами — центральными ведомствами, выполняющими исполнительные, управленческие и судебные функции. Воеводы представляли власть на местах и традиционно имели репутацию мздоимцев и казнокрадов. Земская власть(«мир») во главе с земским старостой существовала параллельно воеводам. Ряд земских миров требовал «воевод вывести», оставив лишь земскую власть, подчинённую непосредственно царю, причём зачастую восставшие оправдывали свои бунты словами вроде «неужто ты государю добра не желаешь?».

Областная реформа Петра I стала первым шагом на пути решения проблемы коррупции и анархии на местах. Изначальное деление было на 8 губерний, когда как к началу XX века количество губерний и областей доходит до 97. Бурмистерская палата в Москве и земская изба в других городах являлось первым экспериментом в местном самоуправлении Петра I. Появляются должности губернатора (1710) и ландрата (1713). Эксперименты усиливают правительственную власть, но идут в ущерб земскому миру, что приводит к хаосу и бунтам.

Произвели значительные изменения губернская реформа 1775 года и жалованная грамота городам Екатерины II. Назначаются правительством губернские правления (исполнительная власть) и казённые палаты (финансы), приказы общественного призрения (административный сектор), учреждаются различные губернские присутствия («по воинским делам», «о подъездных путях» и др).

Земская и городская реформы Александра II заменили бюрократическую систему и упростила ведение хозяйства городам. Базовый единицей крестьянского самоуправления становится волость, включающая в себя лишь крестьянские земли. Основной властью здесь становятся сходы, выборные старшины, старосты и правления. Появляется волостной суд.

Чиновничество

Подробнее: Чиновничество в Российской империи

Подробнее: Ордена Российской империи

Чины гражданской службы по Табели о рангах
Класс Чин Титулование
I Канцлер высокопревосходительство
II Действительный тайный советник высокопревосходительство
III Тайный советник превосходительство
IV Действительный статский советник
V Статский советник высокородие
VI Коллежский советник высокоблагородие
VII Надворный советник
VIII Коллежский асессор
IX Титулярный советник благородие
X Коллежский секретарь
XI Корабельный секретарь
XII Губернский секретарь
XIII Провинциальный секретарь
XIV Коллежский регистратор

Основы чиновничества задала Табель о рангах, где должность министра соответствует чину II класса, его заместителя — чину III класса и т. д. Титул распространяется на жён и дочерей. Кроме детей дворян, для служащих существуют требования по образованию. Ограничен приём католиков, а иудеи принимаются только с высшим образованием, иностранцы к службе не допускаются (кроме служащих «учебной части», «по горному делу» и т. п.). Обязательные мундиры (покупаемые за свой счёт чиновником) обозначали ведомство, должность и род службы, для губернских служащих — губернию.

Повысить чин можно выслугой лет (независимо от вакансий за 3—4 года), либо получением определённого ордена (каждый может получить только определённый чин). Из этого вытекает проблема: госслужащих было больше, чем рабочих мест, но, как правило, уходили из жизни ранее, чем успевали пройти иерархию. По подсчётам Б. Н. Миронова, в 1910 году на каждого служащего, приходилось: в России — 161, Англии — 137, США — 88, Германии — 79 и Франции — 57 человек. В общем, на начало XX века, вместе с неклассными чинами, число бюрократов оценивается в 500 тыс. чел.

Дворяне освобождённые от обязанности массово уклоняются от госслужбы и к началу XX века их доля в чиновничестве составляет не более 20—40 %. Однако, дворяне доминируют в среде высших постов: во второй половине XIX века, к примеру, они составляли 100 % министров и 98,2 % членов Госсовета и т. п.

Мелкие администрацтивные функции (сбор податей и призыв рекрутов) возлагались на местное крестьянское самоуправление, никак не финансируемое из казны. На уровне крестьянских волостей не было постоянных представителей центрального правительства.

В литературе неоднократно высмеивалось раболепие чиновников: «История одного города», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыков-Щедрин; «Нос», «Шинель» Н. В. Гоголь.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!