Каталог статей /

Тридцатилетняя война :: Назревание войны

Тридцатилетняя война · Европа в начале XVII века · Назревание войны · Периоды войны. Противоборствующие стороны · Ход войны · Другие конфликты в то же время · Вестфальский мир · Последствия · Влияние на военную тактику и стратегию · Примечания · Литература ·


Аугсбургский религиозный мир (1555) на время завершил открытое соперничество лютеран и католиков в Германии. По условиям мира немецкие князья могли выбирать религию (лютеранство или католичество) для своих княжеств по своему усмотрению, согласно принципу cujus regio, ejus religio (латынь чья власть, того и вера). Их подданным, не желавшим переходить в выбранную князем веру, оставалось только предусмотренное § 26 мирного договора право ius emigrandi — на эмиграцию на территорию, на которой исповедуется их конфессия.

Вместе с этим католическая церковь желала отвоевать потерянное влияние. Усилились цензура и инквизиция, укрепился орден иезуитов. Ватикан всячески подталкивал оставшихся правителей-католиков к искоренению протестантизма в своих владениях. Габсбурги были ярыми католиками, но императорский статус обязывал их придерживаться принципов веротерпимости. Поэтому они уступили главное место в контрреформации баварским правителям. Росла религиозная напряжённость. И так тяжёлую религиозную ситуацию усложнило появление через 10 лет после подписания Аугсбургского мира ещё одного протестантского течения — кальвинизма, к которому склонились многие немецкие князья. Аугсбургский мир рассматривал только лютеран и не упоминал о кальвинистах — следовательно, по мнению большинства католиков, он не защищал их. Лютеране были расколоты — некоторые из них считали, что религиозный мир относится ко всем протестантам, другие же, завидовавшие растущей популярности кальвинизма или опасавшиеся возобновления войны из-за игнорирования кальвинистами положений договора, были солидарны с католиками.

В период с 1585 по 1618 годы минимум в 20 городах империи происходили религиозно мотивированные восстания и бунты. Крупнейшим из них стал разгоревшийся в 1606 — 1608 годах в городе Донаувёрт конфликт между протестантским большинством и местным католическим меньшинством . В Донаувёрте — одном из восьми свободных и имперских городов официально проживали и католики, и протестанты — большая часть жителей в нём были протестантами, из протестантов состоял и городской магистрат. 25 апреля 1606 года через центр города с крестами и развевающими знамёнами впервые прошла процессия католиков. Подобные демонстрации не смотря на то, что и допускались аугсбургским миром, но в тоже время противоречили сложившейся в городе практике - до этого католики не проводил подобных ходов в черте города или по крайней мере проводили их не столь торжественно и только на окраинах. В ходе последующих столкновений пострадали множество жителей, а католические флаги и реликвии были конфискованы. Католический архиепископ Аугсбургский подал жалобу в императорский надворный совет. После того, как в апреле 1607 года столкновения повторились, надворный совет с одобрения императора Рудольфа II объявил имперскую опалу в отношении города Донаувёрта. По имперской конституции за претворение данного решения в жизнь должен был отвечать курфюрст Вюртембергский, однако поскольку тот был лютеранином, император поручил это католическому курфюрсту Баварии Максимилиану I. Захватив город в 1608 году, Максимилиан I выставил его жителям огромный счёт для компенсации расходов, понесённых им при организации захвата. После того, как те не смогли выплатить его, Максимилиан по факту присоединил его к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм.

Для организованного отпора растущему давлению протестантские князья Южной и Западной Германии объединились в Евангелическую унию, созданную в 1608 году. В ответ католики объединились в Католическую Лигу (1609). Оба союза немедленно были поддержаны иностранными государствами. В этих условиях деятельность общеимперских органов — Рейхстага и Судебной палаты — оказалась парализована.

В 1617 г. обе ветви династии Габсбургов заключили тайное соглашение — договор Оньяте, урегулировавший существовавшие разногласия. По его условиям Испании были обещаны земли в Эльзасе и Северной Италии, которые обеспечили бы связь по суше испанских Нидерландов с итальянскими владениями Габсбургов. Взамен испанский король Филипп III отказался от притязаний на корону империи и согласился поддержать кандидатуру Фердинанда Штирийского. Правящий император Священной Римской империи и король Чехии Матвей не имел прямых наследников, и в 1617 г. он принудил чешский сейм признать своим преемником своего племянника Фердинанда Штирийского, ярого католика и воспитанника иезуитов. Он был крайне непопулярен в преимущественно протестантской Чехии, что и послужило поводом к восстанию, переросшему в длительный конфликт.

  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!