Каталог статей /

Исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии

Исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии · Примечания · Официальный сайт ·


Статус исторического памятника инженерно-архитектурного искусства Германии присваивается Федеральной палатой инженеров Германии выдающимся инженерным сооружениям невоенного назначения, расположенным на территории Федеративной республики Германии. Общенациональная кампания по выявлению и популяризации таких памятников проводится под эгидой федерального правительства Германии.

Памятная доска на судоподъемнике в коммуне Нидерфинов
Памятная доска на судоподъемнике в коммуне Нидерфинов

Для того, чтобы претендовать на статус исторического памятника, инженерное сооружение должно удовлетворять следующим требованиям:

  • сооружение должно быть создано более 50 лет назад,
  • оно должно играть заметную роль в развитии гражданского строительства,
  • оно должно находиться в современных границах Федеративной республики Германии.

Первым историческим памятником инженерно-архитектурного искусства Германии в декабре 2007 года стал судоподъёмник в коммуне Нидерфинов. Сегодня семью экспертами научно-консультативного совета Федеральной палаты инженеров составлен список из 80 объектов, достойных называться историческими памятниками. По состоянию на начало 2014 года статус присвоен четырнадцати инженерным сооружениям.

Присвоение почётного статуса призвано популяризировать искусство проектирования сложных технических сооружений, укреплять общественное признание технологических инноваций в архитектуре, стимулировать молодых людей получать инженерное образование. Присвоение сооружению статуса исторического памятника сопровождается открытием памятной доски на объекте, изданием иллюстрированных материалов по истории и конструкции сооружения.

Наименование Тип объекта Годы
постройки
Расположение Координаты Дата
присвоения
статуса
Фото
1 Судоподъёмник в Нидерфинове
Schiffshebewerk Niederfinow
Судоподъёмник 1927—1934 Нидерфинов
земля Бранденбург
52°5056 с. ш. 13°5629 в. д. / 52.84889° с. ш. 13.94139° в. д. / 52.84889; 13.94139 (G) (O) 5 декабря 2007
Scheepslift Niederfinow July 2006
Старейший судоподъёмник Германии, осуществляющий спуск и подъём судов из водной системы Одера в водную систему Хафеля. Перепад высот составляет 36 метров. Общая масса стального сооружения — 14 000 тонн; размер камеры — 85 х 12 метров; подъём судна занимает 20 минут.
2 Гёльчтальбрюкке
Gltzschtalbrcke
Виадук 1846—1851 Райхенбах-им-Фогтланд
земля Саксония
50°3721 с. ш. 12°1445 в. д. / 50.62250° с. ш. 12.24583° в. д. / 50.62250; 12.24583 (G) (O) 25 июня 2009
Gltzschtalbrcke 2012
Самый большой в мире кирпичный железнодорожный виадук. Перекинут через долину реки Гёльч на трассе железной дороги Лейпциг — Нюрнберг. Высота четырёхэтажного 29-пролётного моста — 78 метров, на дату постройки это был самый высокий в мире железнодорожный мост; длина — 574 метра.
3 Телебашня Штутгарта
Stuttgarter Fernsehturm
Телебашня 1954—1955 Штутгарт
земля Баден-Вюртемберг
48°4521 с. ш. 9°1125 в. д. / 48.75583° с. ш. 9.19028° в. д. / 48.75583; 9.19028 (G) (O) 11 июля 2009
Stuttgarter Fernsehturm6
Первая в мире телевизионная башня, построенная из железобетона (до этого все подобные сооружения возводились из металлических конструкций). Высота башни — 217 метров.
4 Летающий паром Остен — Хеммор
Schwebefhre Osten-Hemmoor
Летающий паром 1908—1909 Хеммор
земля Нижняя Саксония
53°4139 с. ш. 9°1059 в. д. / 53.69417° с. ш. 9.18306° в. д. / 53.69417; 9.18306 (G) (O) 1 октября 2009
Osten Schwebefhre a
Ажурная металлическая конструкция летающего парома соединяет два берега реки Осте. Такое техническое решение обеспечивает проход по реке больших судов, но при том втрое дешевле разводного моста. Гондола парома рассчитана на два автомобиля и 25 человек.
5 Металлургический завод в Зайне
Sayner Htte
Производственное здание 1828—1830 Бендорф
земля Рейнланд-Пфальц
50°2626 с. ш. 7°3450 в. д. / 50.44056° с. ш. 7.58056° в. д. / 50.44056; 7.58056 (G) (O) 27 августа 2010
Sayner Htte
Базовый объект памятника — литейный цех размером 24 х 43 метра, где располагались три доменные печи для выплавки чугуна, — собран из литых чугунных деталей. Ажурные эллиптические своды опираются на два ряда металлических колонн. В фонаре функционирует подвесной конвейер во всю длину здания.
6 Виадук Химбахель
Himbchel-Viadukt
Виадук 1878—1882 Берфельден
земля Гессен
49°3612 с. ш. 8°5934 в. д. / 49.60333° с. ш. 8.99278° в. д. / 49.60333; 8.99278 (G) (O) 10 сентября 2010
Himbchel3
Одноэтажный десятипролётный арочный железнодорожный мост длиной 250 метров и максимальной высотой 43 метра сооружён из блоков тёсаного песчаника. Арки виадука имеют ширину 20 метров.
7 Маяк «Красный песок»
Der Leuchtturm «Roter Sand»
Маяк 1880—1885 Вангероге
земля Нижняя Саксония
53°5112 с. ш. 8°0456 в. д. / 53.85333° с. ш. 8.08222° в. д. / 53.85333; 8.08222 (G) (O) 31 октября 2010
RoterSand2005
Четырёхэтажный красно-белый маяк из стальных конструкций с тремя консольными эркерами расположен в Северном море, в устье реки Везер. Это первый в мире маяк, сооружённый в открытом море на зыбучем песке. Высота маяка над уровнем моря во время отлива — 31 метр, высота конструкции вместе с фундаментом — 52,5 метра.
8 Аэропорт Берлин-Темпельхоф
Flughafen Berlin-Tempelhof
Аэропорт 1935—1941 Берлин
земля Берлин
52°2825 с. ш. 13°2406 в. д. / 52.47361° с. ш. 13.40167° в. д. / 52.47361; 13.40167 (G) (O) 1 июня 2011
FlughafenBerlinTempelhof1984
Аэровокзал общей площадью 284 тысячи квадратных метров, способный обслуживать до 6 миллионов пассажиров в год, на дату постройки стал самым большим в мире. Овальное лётное поле диаметром 2 километра позволяло самолётам взлетать и садиться в любом направлении (исходя из ветра). В проекте аэропорта были учтены все самые современные требования: отдельные зоны вылета и прибытия, грузовых и почтовых перевозок; отели, офисные помещения компании Lufthansa. В 2004 году британский архитектор сэр Норман Фостер назвал Темпельхоф «матерью всех аэропортов».
9 Мясной мост
Fleischbrcke
Мост 1596—1598 Нюрнберг
земля Бавария
49°2711 с. ш. 11°0437 в. д. / 49.45306° с. ш. 11.07694° в. д. / 49.45306; 11.07694 (G) (O) 10 июня 2011
Nuernberg Fleischbruecke 001.JPG
Одноарочный каменный мост через реку Пегниц в историческом центре Нюрнберга был на дату постройки самым длинным одноарочным мостом Германии. Его длина — 27 метров, высота пролёта над зеркалом реки — 4,2 метра. Мост построен в стиле позднего ренессанса, вход на мост оформлен каменным порталом, увенчанным скульптурой быка.
10 Старый тоннель под Эльбой
St. Pauli Elbtunnel
Тоннель 1907—1911 Гамбург
земля Гамбург
53°3238 с. ш. 9°5759 в. д. / 53.54389° с. ш. 9.96639° в. д. / 53.54389; 9.96639 (G) (O) 7 сентября 2011
Elbtunnel alt
Автомобильно-пешеходный тоннель длиной 426 метров под водами реки Эльбы состоит из двух параллельных ходов внутренним диаметром 4,8 метров каждый. Отличительной его особенностью является отсутствие подъездных путей — люди и автомобили попадают в тоннель с обоих берегов реки путём подъёма и спуска на лифте. Каждый из входов в тоннель оборудован четырьмя грузовыми подъёмниками, рассчитанными на перемещение автомобилей массой до 10 тонн.
11 Мост короля Людвига
Knig-Ludwig-Brcke
Мост 1847—1851 Кемптен
земля Бавария
47°4256 с. ш. 10°1918 в. д. / 47.71556° с. ш. 10.32167° в. д. / 47.71556; 10.32167 (G) (O) 20 апреля 2012
Illerbrcken-2
Трёхпролётный мост через реку Иллер является одним из самых старых сохранившихся деревянных железнодорожных мостов мира. Несущие конструкции моста, покоящиеся на каменных основаниях, имеют коробчатую форму, изготовлены из лиственницы и дуба. Длина центрального пролёта моста — 52 метра.
12 Насосная станция Старый Эмшер
Pumpwerk Alte Emscher
Насосная станция 1912—1914 Дуйсбург
земля Северный Рейн-Вестфалия
51°2848 с. ш. 6°4341 в. д. / 51.48000° с. ш. 6.72806° в. д. / 51.48000; 6.72806 (G) (O) 24 мая 2013
Duisburg, Pumpwerk Alte Emscher, 2012-06 CN-01
Канализационная насосная станция водосборной системы реки Эмшер. Круглая в плане форма здания обусловлена тем, чтобы станция могла выдерживать максимальное давление воды в случае аварийной ситуации; а значительная высота объясняется необходимостью отвода большого количества тепла от дизельных насосов. Станция перекрыта железобетонным куполом диаметром 41 метр и высотой 24,5 метра (вторым по величине в Германии).
13 Рендсбургский мост
Rendsburger Hochbrcke
Мост 1911—1913 Рендсбург
земля Шлезвиг-Гольштейн
54°1737 с. ш. 09°4058 в. д. / 54.29361° с. ш. 9.68278° в. д. / 54.29361; 9.68278 (G) (O) 23 сентября 2013
Hochbruecke Rendsburg2009
Стальной железнодорожный мост через Кильский канал, совмещённый с двумя виадуками, один из которых имеет петлеобразную форму (это техническое решение, характерное для горных местностей, здесь было впервые применено для преодоления водной преграды). Высота над зеркалом канала — 42 метра. До 2012 года являлся самым длинным железнодорожным мостом в Германии. К пролёту моста подвешен Летающий паром.
14 Кольрабициркус
Kohlrabizirkus
Крытый рынок 1927—1929 Лейпциг
земля Саксония
51°1912 с. ш. 12°2320 в. д. / 51.32000° с. ш. 12.38889° в. д. / 51.32000; 12.38889 (G) (O) 17 октября 2013
Grossmarkthalle Leipzig01
Здание рынка накрыто двумя расположенными рядом эллиптическими железобетонными куполами высотой 29 метров и диаметром при основании 76 метров. До 1960 года это были самые большие в мире купола из жёстких конструкций.
Исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии (Германия)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Исторические памятники инженерно-архитектурного искусства на карте Германии

Из четырнадцати памятников, избранных по состоянию на начало 2014 года:

  • десять имеют отношение к транспортной инфраструктуре, из них:
    • семь предназначены для преодоления водных преград или неровностей рельефа: три моста, два виадука, один Летающий паром и один подводный Тоннель;
    • один Аэропорт;
    • один Маяк;
    • один Судоподъёмник.
  • одна Телебашня;
  • три здания, из них два промышленных.

По времени создания памятники относятся:

  • один памятник — к XVI веку;
  • три памятника — к первой половине XIX века;
  • два памятника — ко второй половине XIX века;
  • семь памятников — к первой половине XX века;
  • один памятник — ко второй половине XX века.

Территориально исторические памятники инженерно-архитектурного искусства Германии расположены:

  • в федеральных землях Бавария, Нижняя Саксония и Саксония — по два памятника;
  • в федеральных землях Баден-Вюртемберг, Берлин, Бранденбург, Гамбург, Гессен, Рейнланд-Пфальц, Северный Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн — по одному памятнику.
  • Russian to English Russian to German Russian to French Russian to Spanish Russian to Italian Russian to Japanese

Информация на сайте из открытых источников. Основа ВикипедиЯ. | Пожалуйста, внимательно прочитайте эту страницу!